Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2012 » Декабрь » 26 » Сценарий к рождеству 2013
10:36
Сценарий к рождеству 2013
Действующие лица:
Ведущий
Историк
Экскурсовод
Первый чтец
Второй чтец
Третий чтец
Четвертый чтец
Пятый чтец
Шестой чтец
Седьмой чтец
Восьмой чтец
Девятый чтец
Десятый чтец
Одиннадцатый чтец.

В помещении, где будет проходить мероприятие, рекомендуется организовать выставку «Свеча нетающая», на которой можно представить книги по теме вечера, статьи из периодических изданий, иллюстративные материалы и, конечно же, самые разнообразные свечи и подсвечники.
Один из разделов выставки можно назвать «Таинственный свет свечи». Здесь могут быть представлены подсвечники, которые ребята сделали своими руками дома или на занятиях по трудовой деятельности, предшествовавших вечеру.
Ведущий заранее просит ребят выучить стихи о свечах (раздает им те, которые уже запланированы).

Ведущий.
Дорогие друзья, возможно, узнав название нашего литературно-музыкального вечера, вы подумали: «Ну что я здесь могу узнать нового?» Мы постараемся развеять ваши сомнения, наберитесь терпения. Итак, зажигаем свечи и начинаем наш разговор!

Звучит аудиозапись «Пока горит свеча» в исполнении А. Макаревича.

Ведущий.
Полумрак царил в человеческом жилище тысячи лет. В той жизни, открытой днем и погруженной в темноту вечером, был свой ритм, соотносимый с блеском звезд и луны, было особенное сближение сидящих при трепетном огоньке свечи. Звуки и запахи в полуоткрытом для зрения мире становились явственнее, поэтому так часто в литературе прошлого встречаются стихи об ароматах вечерних цветов, о звучании тишины...
Первый чтец.
Ушла. Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна, ..
И в легких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
А. Блок
Ведущий.
Архаическая память людей, сидевших когда-то у первобытного костра, так сильна, что никакие новшества не смогли уничтожить желания погружаться в созерцание живого пламени свечи. Оно завораживает, увлекая от повседневных мыслей, пронизывает щемящим чувством чего-то утраченного.

Звучит фонограмма песни «Свеча» из репертуара А. Пугачевой.

Второй чтец.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б. Пастернак
Историк.
Кто бы подумал, что у маленькой свечи есть своя судьба, своя история. Юбилей в две тысячи лет скоро справит свеча. В Византии до этого уже знали восковые свечи (их называли «церей») и сальные («фебацей»).
До XIII века свечи были очень дороги, их жгли лишь во дворцах и церквях. Производством свечей в средние века занимались мыловары и пекари. Мыловары получали воск, а пекари делали из него свечи.
Свечи в их нынешнем виде появились на заре Средневековья. Были они вначале сальными. В зависимости от метода изготовления, Владимир Даль различает свечи маканые (от глагола «макать»), катаные и литые. Фитиль первые десятилетия делали из пакли, только спустя какое-то время придумали нитяной. Сальные свечи находились в обиходе вплоть до середины XIX века.
Но славу свечного освещения составили восковые свечи. Они не так быстро сгорали, меньше коптили, источали медово-дымный запах. Изготовляли их методом обливания: «Над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и, вращая его, обливали воском фитили, пока свечи не достигали нужной толщины. Затем их выравнивали, раскатывая по гладкой каменной плите».
На Руси до XVIII столетия все свечи изготовлялись в домашних условиях, даже церковные. Но в 1721 году «духовному ведомству была передана монополия на производство свечей». В начале того же века вошли в обиход двечи из спермацета (воскообразное вещество, содержащееся в специальных полостях головы кашалота). Именно огоньки этих свечей сверкали в подвесках и хрустальном «дожде» огромных люстр и особых подсвечниках — жирандолях («снопах водяных брызг»). Пряный аромат спермацетовых свечей витал над бесконечными маскарадами, освещая белоснежный фарфор, на пиршественных столах вельможной знати, а искры огоньков отражались в венецианских зеркалах, бросая сказочные тени сквозь большие окна.
XIX век был отмечен значительными открытиями в области химии, и это тут же коснулось свечного производства.
К 1830-м годам стали производить свечи из парафина (воскообразный продукт перегонки нефти белого цвета), затем увлеклись на короткое время церезиновыми свечами, получаемыми тоже из нефти. И, наконец, в середине века в Европе и России появились заводы по производству стеариновых свечей (тоже продукт перегонки нефти).
Лишь 150 лет тому назад стали делать свечи с равномерным сгоранием самого вещества и фитиля. Ими освещались большие помещения. Современники описывали, как огромную люстру Большого театра опускали на пол, заменяли масляные светильники на стеариновые свечи и медленно поднимали это сооружение под потолок. Для снятия нагара и гашения свечей требовалась особая сноровка, чтобы не помешать танцующим или пирующим гостям, публике в театре.
Экскурсовод.
Каких только причудливых форм не бывают свечи: и прямые, и витые, и фигурные.
Невозможно также перечислить все виды подсвечников, канделябров, подвесных, настольных фонарей и сделанных в форме колокола, накрывающего свечу, которые бытовали в разные времена и составляли, единый ансамбль с мебелью, гобеленами, драпировками и фарфоровыми фигурками. Мерцание золоченой бронзы, откликающиеся на сквозняки хрустальные подвески, благородное свечение полированного серебра отражали не просто пламя маленьких огоньков, но и художественные стили своей эпохи, ее материальную культуру.
Приглашаем вас на выставку «Свеча нетающая», подготовленную специально к нашему вечеру. Один из разделов выставки получил название «Таинственный свет свечи». Здесь представлены самодельные подсвечники.

Далее идет просмотр выставки и обсуждение свечей и подсвечников, представленных на ней. Экскурсовод мажет показать несколько простых способов, как сделать своими руками подсвечник. Затем Ведущий выносит пирог со свечами и предлагает кому-то из ребят задуть их.

Ведущий.
Трудно ответить на все поставленные вопросы. Наверное, мы никогда и не задумывались над этим, потому что привыкли к такому традиционному атрибуту нашей повседневной жизни, как свеча. В большинстве случаев свеча зажигается по случаю юбилея, торжества или праздника. Кстати, а какой месяц самый богатый на праздники? Конечно же, январь: Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Сколько радости связано с ними, сколько обычаев, обрядов, примет! И здесь свеча является постоянной спутницей.

Фоном звучит аудиозапись песни «Свечка» из репертуара И. Аллегровой.

Третий чтец.
Всей семьей в этот вечер
Соберемся за столом.
Скажет мама: —
Может, свечи
Ради праздника зажжем?
Электричество погасим.
Обойдемся без него.
Й торжественно украсим
Общий ужин
В Рождество.
Пусть огонь веселый скачет
Над малиновой свечой,
А подсвечник
Тихо плачет
Стеариновой слезой.
В. Приходъко
Ведущий.
В Германии, кстати, существует обычай: за месяц до «священной ночи», когда родился Христос, ставить в домах хвойный венок с четырьмя свечами, которые по одной зажигают в воскресенья и собираются в эти дни всей семьей.
У каждого народа дни Рождества Христова имеют свои названия. Так, в Германии, которую мы только что упомянули, — это Святые вечера, в Беларуси и на Украине — Коляды, в России — Святки. Начинаются Святки с кануна Рождества (6 января) и продолжаются до Крещения (19 января). Это время связано со святочными обрядами, увеселениями и, конечно, гаданиями.
Четвертый чтец.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
А. Пушкин
Ведуший.
Послушайте отрывок из повести Ивана Шмелева «Лето Кюподне»...

Фоном звучит аудиозапись музыки П. Чайковского «Святки» из музыкального альбома «Времена года».

Пятый чтец.
«На кухне весело. Бегают прусачки по печке, сидят у лампочки, — все живая тварь!..
Святки нонче, погадать бы, что ли? — говорит Матреша. — Что-то больно жарко.
С жиру жарко, — смеется Гришка. — Аи в короли схлестаться? Ладно, я те нагадаю:
Гадала, гадала,
С полатей упала,
На лавку попала,
Под лавкой Савка,
Матреше сладко!
— Я б тебе нагадала, да забыла, как собака по Гришке выла!
— Будет вам грызться, — говорит строго Горкин. — А вот погадаю-кая вам, с тем и зашел. Поди-ка, Матрешь, в каморку ко мне... там у меня у божницы листок лежит. На ключик.
Матреша жмется, боится идти в пустую мастерскую: еще чего привидится.
— А ты, дурашка, сернички возьми да покрестись. Мартын-то? Это он мне так, со сна привиделся покойник. Ничего, иди... — говорит Горкин, а сам подталкивает меня.
Матреша идет нехотя.
— Вот у меня Оракуль есть, гадать-то... — говорит Гаврила, — конторщик показать принес. Говорит — все знает! Оракуль...
Он лезет на полати и снимает пухлую трепаную книжку с закрученными листочками. Все глядят. Сидит на крышке розовая дама в пушистом платье и с голыми рукйми, перед ней золотое зеркало на столе и две свечки, а в зеркале господин с закрученными усами и в синем фраке. Горкин откладывает странички, а на них нарисованы колеса, одни колеса. А как надо гадать — никто не знает. Написано между спицами: Рыбы, Рак, Стрелец, Весы... Только мы двое с Горкиным грамотные, а как надо гадать — не сказано. Я читаю вслух по складам: «Любезная моя любит ли меня?», «Жениться ли мне на богатой да горбатой?», «Не страдает ли мой любезный от запоя?»... И еще, очень много.
— Глупая книжка, — говорит Горкин, а сам все меня толкает и все прислушивается к чему-то. Шепчет:
— Что будет-то, слушь-ка... Матреша наша сейчас...
Вдруг раздается визг в мастерской и с криком вбегает, вся белая, Матреша.
— Матушки... черттам, черт!. ей-ей, черт схватил, мохнатый!..
Все схватываются. Матреша качается на лавке и крестится. Горкин смеется:
Ага, попалась в лапы!.. Во как на Святки-то в темь ходить!..
Как повалится на меня из двери, как облапит... Не пойду, вовеки не пойду!..
Горкин хихикает, такой веселый. И тут все объясняется: скрутил из тулупа мужика и поставил в двери своей каморки, чтобы напугать Матрешу, и подослал нарочно. Все довольны, смеется и Матреша.
— На то и Святки...»
Ведущий.
Кто хотя бы раз был в православном храме, наверняка запомнил множество горящих восковых свечей. Эти тоненькие, хрупкие восковые свечки символизируют вселенский свет христианской веры и освобождение души от мрака.
Шестой чтец.
Я поставлю за тебя свечку Господу Богу...
Я поставлю свечку, дай только срок...
Прежде чем отправлюсь в дальнюю дорогу
Загорится в церкви новый огонек.
Встану на колени, поколюсь от сердца
И уйду, накинув бархатный платок.
Мне от этих мыслей никуда не деться,
Пусть же светит в церкви этот огонек!
Пусть мою молитву Господи услышит,
Пусть же эту свечку охраняет он.
Счастлив тот, наверное, кто живет и дышит,
А я порой вечерней сдерживаю стон...
Если есть надежда — надо свято верить,
И звезда вечерняя с неба упадет...
Загадай желание — сбудется, наверное,
И печаль осенняя не сразу, но пройдет.
Господи, помилуй! Верю в твое слово!
Сохрани любимого только для меня!
Господи, помилуй, пусть все будет снова!
Пусть за ночью темною спустится заря!
А. Старцева

Ведущий.
Стихам, которые вы услышите, — более 100 лет. Начинали писать их еще старинными гусиными перьями при свечах. А сегодня самопишущими ручками при электрическом свете поэты продолжают писать о любви, и будут писать всегда, а вернее, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А. Пушкин). Давайте вместе с вами проследим, как отражается образ свечи, света, любви в поэзии русских поэтов разных эпох и лет.
1812 год. Молодой, блистательный Василий Андреевич Жуковский одну за другой печатает знаменитые баллады («Людмила», «Светлана»). Легкость пера, русская старина, святочные гадания, проходящие при свечах. Послушайте отрывок из баллады «Светлана».
Седьмой чтец.
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
В. Жуковский
Ведущий.
Современник Жуковского, его друг и брат по перу, великий Пушкин был поистине велик. Подлинный талант щедр и добр, это пламень, возле которого тепло. Таков был гений Пушкина. И в его стихах неоднократно упоминается свеча, как символ любви, надежды, вдохновения.
Восьмой чтец.
В твою светлицу, друг мой нежный,
Я прихожу в последний раз.
Любви отрады безмятежной
Делю с тобой последний час.
Вперед одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи темной,
До первых утренних лучей
Не жги свечей.
А. Пушкин «В твою светлицу...»

Музыкальная пауза.

Ведущий.
Всем известно имя русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (сама она считала себя не поэтессой, а поэтом). Ее стихи отличали неповторимое звучание, особая музыкальность, чувство гармонии.
В творчестве Ахматовой образ свечи неоднократно передает настроение: «Свечи в гостиной зажгут...» — ожидание любви; «не зажигала свеч...» — знать, что все потеряно; «теперь никто не станет свечу до утра жечь» — гулять по свету одному, и слезы лить одному.
Девятый чтец.
Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как усталая,
Я не решалась лечь.
Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвои,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.
И знать, что все потеряно,
Что жизнь — проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.
А. Ахматова

Музыкальная пауза.

Ведущий.
Много стихов было написано в суровые дни Великой Отечественной войны (1941—1945). Разлука с родными, любимыми, тяжелые бои и короткие минуты отдыха. И, конечно, каждый солдат, защищая родину, не забывал о доме, о семье, о любимой. Многим не пришлось вернуться с войны: они ушли «не долюбив, не докурив последней папиросы». И среди них — Иосиф Уткин.
Десятый чтец.
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая.
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят.
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою.
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...
И. Уткин

Музыкальная пауза.

Ведущий.
50-60-е годы XX века богаты появлением новых имен в поэзии. Тематика разнообразна: философские рассуждения, стихи о родине, о деревне, откуда «пошли все города», о космосе, о Вселенной, о прошедшей войне. Но ни один поэт, будь он молодым, начинающим, известным или не очень, не обошел стороною вечную тему жизни — тему любви. Сегодня мы слушаем стихи разных лет, но во всех в них присутствует образ свечи.
Одиннадцатый чтец.
И звезды все те же над домом твоим,
И месяц глядит — нелюдим —
Твой старый товарищ, твой белый двойник,
Как в старые годы к окошку привык.
И помню я, кажется, тысячу лет
И путь мой, и месяца свет,
И светлую пропасть открытых ворот,
И голос, что хмуро меня позовет.
Пусть годы, как белые свечи, сгорят,
Разрушится дом, и слова отзвучат,
Я вижу в грядущих, в безвестных мирах
Все то же окошко в холодных лучах.
Н. Павлович

Музыкальная пауза.

Ведущий.
Если спросить любого из присутствующих: когда, в какое время года и суток опускается завеса таинственности, наступает ожидание праздника, звучат пожелания счастья и зажигаются свечи? Все ответят: в Рождество.
Дорогие друзья! Что бы ни было вокруг вас: бури или холодная одинокая тишина, пусть в вашей душе тихо и ясно всегда горит свеча. И ее золотой огонек пусть колеблется, но живет, как крохотное, стойкое сопротивленье тьме.
Нам хочется верить, что вам было интересно на вечере, что вы узнали много нового и полезного.
До свиданья! До новых встреч!
Категория: Рождество | Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]