Главная » 2014 Ноябрь 16 » Сценарий Рождественские святки в детском саду
08:42 Сценарий Рождественские святки в детском саду | |
Цель и задачи занятия : 1.Продолжить изучение Христианских праздников, своеобразное поведение, образ жизни наших дедов и прадедов. Познакомить ребят со своеобразием занятий на Святых вечерах. 2.Выучить колядные песни, заклички на Рождество. Познакомить ребят с ритуалом Рождественских гаданий. Назвать 2-3 гадания под Рождество Христово. Изучаемая литература -Календарь Христианских праздников -Подборка литературы по Старинным праздникам и обрядам (методический кабинет СЮТур) -Игры, гулянья, игрища на Старой Руси (Домострой) План занятия: 1.Подготовка класса к проведению занятий. 2.Одевание детей в русские рубахи и паневы для создания атмосферы того давнего времени, реальной жизни наших дедов и прадедов. 3.Рассказ о быте русской древней деревни, образное представление того места действия, где могли проходить Святые вечера. 4.Русские народные игры и песни 5.Разборка «декорации» после занятия. Ход занятия 1. Оргмомент. Дети, одетые в русские костюмы, входят в класс, рассаживаются на расставленные заранее стулья, изображающие лавку в избе. -Ребята, вы готовы к проведению занятия? 2.Изучение нового материала -Наступила зима, наступили сильные морозы. Давайте с вами поиграем в игру «Представьте себе…» Закройте, пожалуйста глазки… И представьте себе деревенскую избу…. Окошки в избе маленькие, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке… Все сидите на лавках и ждите, когда я, старенькая бабушка, начну рассказывать вам интересную историю… Жили- были давным – давно такие же, как вы, девочки и мальчики, только носили они не джинсы и водолазки, а длинные расшитые рубахи, поверх них паневы… Кто мне ответит: что такое рубаха ? Что такое панева? Какую повязку носили на голове девочки, какой головной убор был у девок, у молодух и у баб? (Ребята отвечают, тем самым закрепляют пройденный материал). - Молодцы, как я рада, что вы все запомнили, о чем мы с вами говорили раньше. Слушайте меня также внимательно и сегодня… Так вот, мы находимся с вами в избе. Скажите, пожалуйста, какой праздник ждали люди с приходом зимы? -Новый год! -Да Новый год, а для верующих людей, какой Христианский праздник наступить скоро? По старому календарю 25 декабря ? -Рождество Христово… -Конечно же, Рождество Христово, самый главный Христианский праздник. Ребята, я не случайно называю числа праздника по старому стилю, потому что это очень важно. Люди ждали Рождество ( 25 декабря). Потом Новый год ( 1 января), а потом Крещение ( 6 января). И вот этот период с 25 декабря по 6 января назывался Святыми Вечерами или Святками. В Святки собирались люди в какой- нибудь избе и проводили там вечера, настроение у них было праздничное, они играли, пели, водили хороводы, славили Христа. Мы с вами изучали много песен. Как вы думаете, песня «На горе, горе» - Рождественская ? Спойте мне эту песню, пожалуйста… (Ребята исполняют песню, педагог просит разобрать по смыслу и подводит этот разговор к тому, что по содержанию эта песня подходит не к Святкам, а к Масленице. Можно попросить ребят исполнить еще несколько масленичных песен одного и другого праздника, так как в настроении песен есть большая разница) Ребята, значит эта песня не подходит, а вот хоровод вы знаете «Возле саду…» Исполните мне его, пожалуйста и сами потом ответьте мне, подходит ли этот хоровод? (ребята исполняют хоровод и определяют сами, что его водили девушки на «Троицу») Сейчас я предлагаю вам игру «Курилка», когда сидели в избе на лавках и передавали лучину по кругу… Ну как вы думаете, годится эта игра для Святок? - Годится, годится, потому что лучина в избе, когда печь топится… -Молодцы, вы сами догадались, что эта игра Святочная. Так вот такие игры и веселые песни, которые назывались Колядки, пели в первую неделю Святок (до Нового года). - Кто мне ответит, что такое Колядки? (ребята отвечают, исполняют колядки, щедринки, овсеньки, о которых они сами слышали на предыдущих занятиях. И сейчас сами поняли, что они подходят к Рождественским Колядкам. Они с удовольствием их поют, пританцовывают. В этот момент педагог рассказывает им о Колядке, об играх и хулиганствах, которые устраивали Колядовщики скупым хозяевам. Рассказывает о тех случаях озорства, которые ребятам интересны, а о некоторых вещах знают сами дети, и они дополняют рассказ педагога. В этом разделе занятия следует рассказать, как встречали Новый год, что являлось ритуальной едой в этот праздник? Как накрывали Новогодний стол, что означает зерно в Новый год и т.д.. Чем больше забавных историй рассказывают детям, тем больше они это запоминают. А теперь слушайте дальше…Все о чем я вам рассказала, это все происходило в первую неделю Святок, а после Нового года наступала неделя Святок. В эту неделю в основном гадали. Собирались так же, как мы с вами сейчас на вечеринку и начинали гадать. Гадали в основном девушки, хотели узнать свою судьбу на Новый год, в основном про женихов… Я могу показать Вам несколько гаданий. Они не страшные, можно выучить с ребятами такие: -кладут под подушку имена, написанные на листочках, а утром вытаскивали один листок. Какое имя вытащите, так жениха и зовут. - Выходили на улицу, из поленницы вытаскивали полено с закрытыми глазами. Какое бревно вытащишь, такой жених и будет.( можно еще рассказать гадания, а можно сказать, когда наступят Святки, мы с вами будем гадать… ) Ребята, теперь вы знаете, что такое Рождественские Святки? Все запомнили? -Интересно жили ваши бабушки и дедушки? Мы с вами тоже, когда все изучим о наших предках и сами попробуем также жить. Вот что еще вы должны знать о Святках. Каждый святой вечер заканчивался веселой, любимой песней. Какая ваша любимая песня? -«Ой со вчера с полуночи…» -Я хочу, чтобы вы закончили наши Святки этой песней, исполните ее, пожалуйста, так, чтобы мне и петь и плясать захотелось вместе с вами. Ребята начинают исполнять эту песню. Каждый куплет запевает кто-то один. Ребята развеселились так, что им захотелось плясать. Педагог поет и пляшет вместе с ними. После исполнения песни 3. Подведение итогов занятия -Ребята, интересно прошло занятие? Узнали вы для себя что- нибудь новое? Спасибо вам большое ! Если хотите еще попеть, то пойте, захотите еще поиграть в игры, которые вы знаете, то поиграйте после перерыва. (Ребята обычно играют в их любимые игры). ПЕСНЯ «ОЙ, СО ВЕЧЕРА С ПОЛУНОЧИ» 1. Ой, со вчера с полуночи Голова болела 2 Ой, да головушка моя болела Гулять захотела 3 Ой, да гулять, гулять захотела В зеленую рощу 4 Я пойду ли, молоденька В зеленую рощу 5 Я сорву ли, молоденька Зеленое дерево 6 Я сделаю молоденька Гусли звончатые 7 Заиграйте мои гусли, Гусли звончатые 8 Ой, со вчера с полуночи Голова болела… | |
|