Главная » 2013 Ноябрь 20 » Сценки на 23 февраля 2014 игровой программы
10:28 Сценки на 23 февраля 2014 игровой программы | |
Действующие лица: Тамара Петровна (учительница) 1-я девочка 2-я девочка 3-я девочка 1-й мальчик (автомобиль) 2-й мальчик (пароход) 3-й мальчик (самолет) Девочка Мальчик. Часть первая, игровая. Из чего же сделаны наши мальчишки? На сцену выбегают девочки (три, четыре или пять). Видят, сколько народу в зале, пугаются, прячутся. Снова появляются, жмутся к краю. Выходит учительница. Девочки бросаются к ней. Девочки. Здравствуйте, Тамара Петровна! Тамара Петровна. Здравствуйте, девочки! 1-я девочка. Тамара Петровна, у нас так много гостей! Разве сегодня какой-то большой праздник? Тамара Петровна. Сегодня, милые девочки, нам предстоит серьезный разговор. Девочки. О чем? Тамара Петровна. О наших мальчиках. Девочки. О мальчишках? Фу, как неинтересно! Тамара Петровна. Почему неинтересно? 2-я девочка. Они такие противные! Шумные, задираются все время, дразнятся. Тамара Петровна. А вам обидно? 3-я девочка. Обидно! Мы хотим играть, а они мешают. 1-я девочка. И к себе не принимают! Тамара Петровна: А вы хотите с ними играть? Девочки. Конечно, хотим! Тамара Петровна. И танцевать, наверное, с ними любите? Девочки. Любим! Тамара Петровна. Вот видите. Значит, все не так уж плохо. 2-я девочка. Ну, иногда они бывают хорошими. Вежливыми. И рассказывают что-нибудь интересное. 3-я девочка. И, когда вырастут, станут папами. 1-я девочка. И будут нас защищать. Тамара Петровна. Вот и давайте посвятим им сегодняшний праздник и расскажем, что нам в них нравится, а что нет, как мы на них надеемся и чего от них ждем. Все вместе поют «Песню о мальчишеских карманах» (слова Э. Успенского, музыка Л. Кошута). Тамара Петровна и девочки. Как у девочки на платье Есть карманчик для платка. И в руке девчонка держит На метро два пятака. Вот и весь ее багаж. Ну, а что же мальчик наш? А у мальчика на платье Пять карманов или шесть. Носовой платок не знаю, А рогатка точно есть. Авторучка, батарейки, Ремешок от телогрейки. Выключатель, зажигалка, Не работает, а жалко. Мел в коробочке и ластик, Пузырек и головастик. Он в бидоне находился, А бидончик прохудился. Чтоб теперь его спасти, Надо в речку отнести, Карандаш, перо, точилка, Гиря и увеличилка. В целлофане пирожок Одному щенку должок. Вот каков он — мальчик наш, И каков его багаж. Для него и самосвала, Очевидно, будет мало. Дать ему для багажа Пять машин из гаража! Выходит мальчик. 1-й мальчик. Поете? Время теряете? Девочки переглядываются, пожимают плечами. 1-й мальчик (поет песню «Если был бы я девчонкой», слова Э. Успенского, музыка Л. Кошута). Если был бы я девчонкой, Я бы время не терял, Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел. Перемыл бы чашки, ложки. Сам почистил бы картошки. Все свои игрушки сам Я б расставил по местам. Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог! Девочки. Мама сразу бы сказала: Молодчина ты, сынок! Девочки уходят со сцены. Выбегает другой мальчик. 2-й мальчик. Привет! (хлопает первого по развернутой ладони). Давай играть! 1-й мальчик. Давай! Оба (кричат): Тай-тай! Налетай! В интересную игру, А в какую — не скажу! Сбегаются другие мальчишки. 1-й и 2-й мальчики. Вагоны — это стулья, А паровоз — кровать. А если ты не веришь, То можешь не играть! Девочки поют песню «Игра» (слова Д. Хармса), мальчики танцуют, имитируя по ходу песни движения автомобиля, парохода, самолета и коровы. Девочки (веселый бег на месте). Бегал Петька по дороге, По дороге, по панели, Бегал Петька по панели И кричал он: «Га-ра-ра!». Остановились, ноги на ширине плеч, колени слегка пружинят. Руками изображают, что крутят руль. Девочки. Я теперь уже не Петька, Разойдитесь, разойдитесь! Я теперь уже не Петька, Я теперь автомобиль!». Веселый бег на месте. Девочки. А за Петькой бегал Васька По дороге, по панели, Бегал Васька по панели И кричал он: «Ду-ду-ду!». Ноги шире плеч — матросская стойка. Перекатываются с ноги на ногу. Крутят воображаемый штурвал. Девочки. Я теперь уже не Васька, Сторонитесь, сторонитесь! Я теперь уже не Васька, Я почтовый пароход!». Веселый бег на месте. Девочки. А за Васькой бегал Мишка По дороге, по панели, Бегал Мишка по панели И кричал он: «Жу-жу-жу!». Руками изображают крылья самолета. Встают на носки, летят над землей, покачиваясь. Девочки. Я теперь уже не Мишка, Берегитесь, берегитесь! Я теперь уже не Мишка, Я российский самолет!». Изображают идущую корову. Показывают, как она качает головой, рогами. Корова большая, толстая. Показывают, что она занимает много места. Девочки. Шла корова по дороге. По дороге, по панели, Шла корова по панели И мычала: «Му-му-му!». Настоящая корова, С настоящими рогами, Шла навстречу по дороге, Всю дорогу заняла. Машут руками, прогоняют корову. Девочки. «Эй, корова, ты, корова, Не ходи сюда, корова, Не ходи ты по дороге, Не ходи ты по пути. «Берегитесь!» — крикнул Мишка. «Сторонитесь!» — крикнул Васька. «Разойдитесь!» — крикнул Петька. И корова отошла. Веселый бег на месте. Девочки. Добежали, добежали До скамейки у ворот Пароход с автомобилем И российский самолет, Самолет с автомобилем И почтовый пароход. С размаху шлепаются на пол, дрыгают ногами в воздухе. Девочки. Петька прыгнул на скамейку, Васька прыгнул на скамейку, Мишка прыгнул на скамейку, На скамейку у ворот. «Я приехал!» — крикнул Петька. «Стал на якорь!» — крикнул Васька. «Сел на землю!» — крикнул Мишка. И уселись отдохнуть. Веселый бег на месте. Девочки. Посидели, посидели На скамейке у ворот Самолет с автомобилем И почтовый пароход, Пароход с автомобилем И российский самолет. «Кроем дальше!» — крикнул Петька. «Поплывем!» — ответил Васька. «Полетим!» — воскликнул Мишка, И поехали опять. И поехали, помчались По дороге, по панели. Только прыгали, скакали И кричали: «Жу-жу-жу!». Только прыгали, скакали По дороге, по панели, Только пятками сверкали И кричали: «Ду-ду-ду!». Только пятками сверкали По дороге, по панели, Только шапками кидали и кричали: «Га-ра-ра!». Выходит девочка, читает стихотворение М. Бородицкой «Уехал младший брат». Девочка. Медведь и заяц рядом Забытые лежат: На дачу с детским садом Уехал младший брат. Уехал наконец-то! Люблю я тишину! От шумного соседства На славу отдохну. Вот жизнь-то! Вот подарок! Никто не пристает, Значков моих и марок Без спросу не берет. И не к кому придраться, И не с кем передраться, И некому сказать: «Отстань!» — не слыхано братца. Покой и благодать. Не заорут: «Сдавайся!», Не заведут волчка... Чем хочешь занимайся — Вот жизнь-то! Вот тоска. Два мальчика читают стихотворение В. Берестова «Богатыри». 1-й мальчик. На лбу бывают шишки. Под глазом — фонари. Уж если мы — мальчишки, То мы — богатыри. 2-й мальчик. Царапины. Занозы. Нам страшен только йод! (Тут, не стесняясь, слезы Сам полководец льет). 1-й мальчик. Пусть голова в зеленке И в пластырях нога, Но есть еще силенки, Чтоб разгромить врага. 2-й мальчик. Упрямые, с утра мы Опять на бой, в дозор! От тех сражений шрамы Остались до сих пор. Под песню «Игра-Всадники» (слова М. Яснова, музыка А. Зарубы) мальчики танцуют танец с сабельками. После танца один из мальчиков читает стихотворение Т. Собакина «На коне». Мальчик. Я катался на коне Летней ночью при луне. Мы скакали по лугам, По лесам и по горам... А под утро на рассвете Обогнали даже ветер! Я катался на коне — Только жалко, что во сне. Часть вторая, героическая. Предание о светлом рыцаре Георгии — по мотивам средневековой мистерии Предварительная работа: учитель должен рассказать детям о Георгии Победоносце. Образ Георгия Победоносца — воина-мученика — был необычайно популярен в разные времена у разных народов. Легенды и сказания русского фольклора повествуют о нем как о Егории Храбром, у мусульман он известен как воин Джирджис. Один из мотивов, который связала с именем этого святого народная традиция, — мотив драконоборчества. Легенда приписала Георгию умерщвление страшного чудовища, исчадия подземного мира. Возле одного языческого города появляется змей-людоед. Ему выдают на съедение юношей и девушек. Наконец очередь доходит до дочери правителя. Она в страхе и слезах ожидает гибели. В это время мимо проезжает Георгий. Он сворачивает к водопою, чтобы напоить коня, узнает, что происходит, и решает вступить со змеем в поединок. Существует вариант христианского переосмысления поединка Георгия с драконом. Георгий укрощает змея молитвой, после чего обессилевший дракон сам падает к его ногам. Спасенная девушка ведет дракона на поводке в город, как послушного пса. Увидав это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять христианство. После этого Георгий поражает змея мечом. Воин Георгий был образцом чести: в Византии — для воинской знати, в славянских землях — для князей, в Западной Европе — для рыцарства. Действующие лица: Тамара Петровна (учительница) Оружейник Царь Георгий Элия (царская дочь) Мальчики 1-й горожанин 2-й горожанин 3-й горожанин 4-й горожанин Ангелы 1-й стражник 2-й стражник Девочки-плакальщицы. Сцена — городская площадь. На заднике — старинные башни с флюгерами, герб города. Небольшая пауза. Все рассаживаются по местам. Неожиданно появляется Оружейник. Он в старинной одежде мастерового рыцарских времен. В руках у него ножны с мечом. Оружейник. Не ослышался ли я: здесь звучат слова «богатыри», «бесстрашные всадники»? Тамара Петровна. Нет, дорогой гость. Это наши мальчики мечтают. Оружейник. Неужели в этих юных отроках еще живы благородные помыслы и возвышенные стремления? Значит, недаром я проделал такой длинный и трудный путь! Тамара Петровна. Откуда ты пришел к нам, путник, и как твое имя? Оружейник. Я пришел дорогой дальней Из глубокой тьмы веков. Много сказок и преданий Вам поведать я бы мог. Я — Старый Оружейник, хранитель рыцарского меча. Меч мой — не простой, а волшебный. Кто коснется его рукояти, в том зажжется искра рыцарского духа — духа благородного подвига и служения добру. (Обращается к мальчикам). Есть ли среди вас такие, кто желал бы дотронуться до волшебного меча? Мальчики. Да! Оружейник. Для начала послушайте-ка древнее предание о рыцарских временах. Век за веком, день за днем Бьются рыцари со злом — Об их подвигах высоких Речь сегодня поведем. Звучит музыка. На авансцене появляется рыцарь Георгий. Георгий. Господь ведет меня туда, Где горе, слезы и беда. И вот я странствую в седле С мечом в руке по всей земле. Ах, труден нынче был мой путь. Немного надо отдохнуть. Снимает шлем, садится на краю сцены и засыпает. Появляются встревоженные горожане и Царь. Царь. Мужи-советники, мы здесь, Чтоб обсудить дурную весть. Пришел дракон из бездны вод Губить и мучить наш народ. Друзья мои, что делать нам? Напрасно я взывал к богам, Искал совета у небес, Просил знамений и чудес... Вбегает Стражник. 1-й стражник. Скорее, царь! Беда не ждет! Дракон на город наш идет! Царь. Спокойствие. Ступай назад. На стены выводи солдат. Стражник торопливо уходит. Царь. А нам, советники-друзья Напрасно слов терять нельзя: Коль боги не дают ответ, Подайте вы благой совет. 1-й горожанин. Послать бы войско зверю встречь! 2-й горожанин. А что ему огонь и меч? В железном панцире своем Он посмеется над мечом. 3-й горожанин. А что случалось всякий раз, Когда был враг сильнее нас? Мы дань платили — это ход! 4-й горожанин. Для выкупа годится скот: Бараны, несколько овец, Коза, корова иль телец... Вбегает запыхавшийся Стражник. 1-й стражник. Мой государь, еще беда! Дракон сожрал в лугах стада. Он сеет всюду страх и смерть И нас проглотит, как овец! Царь. О горе, понял я теперь, Чего желает этот зверь! Вином и жертвами всегда Гасилась малая беда. В большой беде народ от века Спасался кровью человека. И чтоб сейчас спасти людей, Мы бросим жребий на детей, И чья-то дочка из ворот Пусть выйдет и за всех умрет, Скажу, чтоб не было сомненья, Что дочь моя — не исключенье! Все (глухими голосами). О боги, страшен ваги зарок! На чье дитя укажет рок? Мы кинем жребий в тот же час... О боги, пожалейте нас! Другой Стражник вносит поднос с предметами (это могут быть камушки, палочки, колечки и т. п.). Один из предметов помечен черной меткой. 2-й стражник. Жребий готов! Время приспело! Собравшись с духом, возьмитесь за дело! Все (глухими голосами). Все готовы погадать, Все готовы пострадать, На кого укажет жребий, Чур, тому не отступать! Царь (вытаскивает жребий с черной меткой). Не может быть! Будь проклят я! Неужто Элия моя, Прекраснейшая в мире дева, Собой насытит злое чрево? Возьмите трон мой и страну! Оставьте мне лишь дочь одну. 1-й горожанин. Позор! Какой в законах толк, КОЛЬ царь не исполняет долг! 2-й горожанин. Кому нужны страна и трон, Когда хозяин тут — дракон? Вбегает первый стражник. 1-й стражник. Решайте что-нибудь скорей! Готовится к атаке змей! Царь. О, погодите, средство есть Спасти и дочь мою, и честь. Ваш старый царь, назло годам, С чудовищем сразится сам! 3-й горожанин. Нет, меч тебе мы не дадим! Железный гад непобедим! 4-й горожанин. К чему тянуть напрасный спор? Пора исполнить договор! 1-й стражник. Дракон все ближе! Дело худо! Теперь спасет нас только чудо! Царь. О горе, горе, господа! Ведите дочь мою сюда! Входит радостная Элия. Подбегает к отцу. Останавливается, удивленная. Элия. Отец! Отец! Ты мне не рад? О, почему ты прячешь взгляд? Царь. Как мне в глаза тебе смотреть? Дитя, должна ты умереть. По жребию за всех одна Дракону ты обречена. Тоске своей наперекор В роскошный облачись убор, Надень алмазный мой венец. И пусть печальный твой конец Пленит толпы воображенье, Как царственной звезды паденье! Элия. Как трудно все это понять!.. Отец! Мне страшно умирать. За что безвинную казните? Я прошу вас, люди, пощадите! Царь. Дитя мое! Роптать грешно! Богами так уж суждено! Элия. Прости ослушницу, отец! Я принимаю твой венец. Простите, люди, без упрека Во имя вас умру до срока Средь скал, за городской стеной, Одна меж небом и землей. Прощайте, пусть мои мученья Вам обернутся во спасенье! Звучит печальная музыка. Выходят девушки-плакальщицы. Волосы их распущены. Они обходят Элию в печальном хороводе и надевают ей на голову царский венец. Стражник берет девушку-жертву за руку и выводит на авансцену — в угол, противоположный тому, где спит Георгий. Стражник привязывает девушку к большому камню, изображающему скалу, снимает шлем, кланяется и уходит. Элия. Как страшно смерти лютой ожидать! О боги! Долго ль мне страдать? Опускает в тоске голову. Появляются Ангелы. Ангелы. Георгий, Георгий! Твой час настал! Тебя, Георгий, Господь призвал! Сразись за город, что смерти ждет! Вступись за деву, что слезы льет! Как воин света иди на бой С драконом адским, рожденным тьмой! Ангелы исчезают. Георгий просыпается. Вскакивает, оглядывается, видит привязанную к камню Элию. Георгий. О девушка, поведай мне, Кто привязал тебя к скале? По чьей злой воле ты должна Здесь, за стеной, стоять одна? Элия. О рыцарь, мне нельзя помочь, Здесь смерть, спеши отсюда прочь! Георгий. Ну, нет, я буду здесь стоять, Хотя б река пустилась вспять. Ни шагу не ступлю назад, Хотя б тебе грозил весь ад. Элия. Увы, герой, ты угадал: Сам ад на город наш восстал! Пришел дракон из бездны вод Губить и мучить наш народ. И вот стою я на виду За крепостной стеной и жду, Когда дракон сюда придет И жизнь невинную возьмет. Страшись, о рыцарь, встречи с ним! Железный змей непобедим! Георгий. С тобой останусь я. Мой щит Тебя от смерти защитит! И голову дракону с плеч Снесет мой благородный меч. Не дожидаясь нападенья, Я первым выйду на сраженье! Георгий обнажает меч и скрывается за кулисой. Слышится звук боевого рога и шум битвы. Эта сцена может выглядеть очень эффектной, если Георгий скрывается за тонкой тканью, сзади которой установлена подсвечивающая лампа. Лампа вспыхивает в момент битвы. Зрители видят только контуры сражающихся, как в театре теней. На сцене появляются горожане. Они с волнением наблюдают за ходам битвы. 1-й горожанин. Царь, посмотри со стены, что творится! Кто-то с драконом посмел сразиться! 2-й горожанин. Рыцарь отважный меч обнажил. За справедливость вступиться решил! 3-й горожанин. Кончено! Вот он, поднявшись в седле, Змея копьем пригвождает к земле! 4-й горожанин. Это не греза! Это не сон! Все. Воином света змей поражен! Георгий возвращается. Стражники отвязывают Элию от скалы. Девушки и юноши танцуют хоровод радости. Описание движений: 1. Под музыку радостного вальса с одной стороны сценической площадки обычным шагом выходят девочки, с другой — мальчики. В случае хорошей хореографической подготовки детей можно предложить им идти вальсовым ходом или переменным шагом. В руках у них яркие лоты, лавровые ветви или цветы. Встречаясь, девочки и мальчики делают фигуру «прочес». 2. Танцующие расходятся на две стороны. Девочки идут в глубь сцены по левой стороне площадки, мальчики — по правой. Встречаясь, образуют пары и идут вперед парами. К концу музыкальной фразы танцующие делают поворот вокруг себя. 3. Пары расходятся — одна налево, другая — направо, и образуют два круга. На конец музыкальной фразы пары кружатся, держась за руки. Образуют общий круг. 4. С началом музыкальной фразы девочки идут к центру круга, поворачиваются через левое плечо, берутся за руки и, подняв руки вверх, образуют воротца. В воротца проходят мальчики, каждый слева от стоящей с ним в паре девочки, поворачиваются спиной в круг и тоже строят воротца. Девочки в это время возвращаются на свои исходные места в кругу, медленно опуская сцепленные руки. Затем мальчики идут из круга, а девочки — в круг. Эта фигура повторяется 4 раза. 5. Мальчики возвращаются на свои места в кругу, и все танцующие змейкой двигаются по сцене, выстраиваются полукругом, отдают залу поклон. К змейке пристраиваются все участники спектакля и уходят со сцены. Часть третья, заключительная. Рыцарский меч Действующие лица: Оружейник Все мальчики. Оружейник. Вечером в досужий час Вспоминайте мой рассказ И прочтите в старых книгах, Кто был рыцарем до вас. А теперь пришло время каждому из вас прикоснуться к рукояти рыцарского меча, чтобы и в вас зародилась искра рыцарских стремлений. Звучит музыка. Мальчики по очереди подходят к оружейнику и касаются рукояти меча. Можно каждому мальчику вручить деревянный меч с надписью: «Обнажать только в защиту слабых!» На занятиях по труду или дома, с помощью мам, можно сделать для мечей ножны и повесить их дома над кроватками детей в напоминание о рыцарских подвигах прошлого и об их причастности к рыцарскому духу. | |
|