Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Главная » 2014 » Май » 4 » Сценарий на казахском языке на свадьбу
09:30
Сценарий на казахском языке на свадьбу
При вступлении в брак соблюдались определенные ограничения. Так по древнему адату (обычаи и традиции) брак между родственниками запрещался до седьмого колена. В связи с этим каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка, и в течение веков генеалогическую историю хранили особенно бережно.

Это правило строго соблюдается и сегодня, поскольку незнание своего происхождения считается невежеством и невоспитанностью.
По народному поверью, считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также способствует появлению и росту здорового потомства. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 – 14 лет, сыновей женили в 14 – 15 лет. В настоящее время такие ранние браки не практикуются.

Брачное соглашение может достигаться двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны, когда глава семьи жениха едет с данным предложением к родителям невесты, что обычно и происходит(кудалык); во-вторых, сторона жениха крадёт невесту(алып кашу).

Масло в огонь и метка невесты

Кудалык – так на казахском языке звучит “сватовство”. В назначенный день в дом девушки приезжают самые авторитетные родственники влюбленного джигита. У дверей перед ними невестки молодой протягивают аркан и требуют плату за вход. Выкупом могут быть деньги или отрезы на платье.

Затем сватов заводят в дом, где на них обрушивается шашу – праздничное “конфетти” из конфет и монет. В огонь наливается масло (жертва огню), и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Сватов проводят к дастархану, где уже сидят не менее авторитетные родственники девушки. Затем несколько молодых мужчин вносят жертвенного барана и просят бата (благословение) от сватов. После чего режут барана и готовят бешбармак, до этого времени сваты пробавляются салатами и холодными закусками.

Наконец, перезнакомившись с будущими родственниками, сваты требуют показать им невесту. В ответ снохи требуют с них коримдик – плату за смотрины. Затем на будущую невесту надевают уки – драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена. (Обычно это золотые сережки.) Затем мать жениха в присутствии только женщин открывает одну часть коржына (сумка с двумя отделами, где лежат разного рода сладости и, увы, спиртное). Сам коржын украшен бижутерией, которую срезают и оставляют на память родственницы невесты. Кроме того, мать жениха дает матери невесты подарок – анасын ак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают кит. Главное здесь – каждому вручить подарок в соответствии с рангом, чтобы никто не обиделся. Калым сейчас за девушку не берут, разве что в южных областях.

Мясо и деньги

Наконец все опять садятся за стол, и наступает время бешбармака. Туша барана разделана строго на 12 частей (жилик) по костям, каждая часть предназначается определенной группе родственников. Например доля сватов – это жанбас (наиболее мясистая часть бедра). И естественно, самому старому и уважаемому из гостей подается голова барана. В ответ сваты выкладывают на блюдо деньги. Называется этот обычай кос-табак. Жениху тоже полагается его доля – грудинка (тос), которую он должен с помощью родственников и друзей обглодать полностью. Отныне в доме родителей жены он может рассчитывать на жирный кусок. На освобожденное от грудинки блюдо жених кладет деньги, которые забирает одна из снох.

Затем звучит обрядовая песня о сватах, и под нее новоявленных родственников заставляют съесть куйрык-бауыр (кусочки печени и курдюка). Это означает, что теперь две семьи породнились. Стороны начинают договариваться о сроках свадьбы. По негласной причине в январе и феврале свадьбы не справляются. Видимо, это связано с особенностями кочевого уклада жизни казахов, когда самыми тяжелыми в скотоводстве были именно эти месяцы.

И вот бата, завершающее застолье и знакомство с будущими родственниками. Здесь начинается обычай, который, видимо, заимствован казахами у русских. Называется он жол-аяк (на посошок). Сватов не выпускают из дома молодые джигиты, заставляя выпить напоследок. Когда выполняется это условие, они провозглашают кетер-аяк (на дорожку) и заставляют сватов выпить еще.
Категория: На Казахском Языке | Просмотров: 647 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]