Главная » 2014 Май 4 » Сценарий Выкуп невесты на казахском языке
09:32 Сценарий Выкуп невесты на казахском языке | |
Наконец наступает ночь; родители невесты ранее обыкновенного ложатся спать, а женщины уводят невесту в другой ближайший аул или тут-же в чью нибудь чужую кибитку. Здесь из молодых людей образуется две партии: одна наемная, служащая в пользу жениха, а другая – сторонники невесты, которую они прячут. Партия жениха разыскивает ее и когда найдет, то между ею и партией невесты начинается борьба – тартыс, которая всегда оканчивается тем, что сторонники жениха невесту отобьют и передают ее женгам (женам братьев невесты), которые и отправляются с ней к жениху. Жених во время тартыса остается или в своем коше или, как очень часто бывает, пробирается к той кибитке, где происходит борьба, и там у внешней стороны сидит и любезничает с невестой через решетку до тех пор, пока ее не уведут женги. После этого женщины проводят жениха в кибитку невесты и исполняют при этом различные обряды и раз наго рода церемонии. Перед входом к невесте жених остается не надолго у внешней стороны коша и через решетку подает невесте руку, обвернутую шелковым платком, та отвечает ему тем же. Обряд этот называется кул-устатар (держание руки). За самый вход в кибитку жених дает женщинам лучший подарок обыкновенно халат (уюй кыргызер). Тут же у дверей кибитки ложиться какая-нибудь старуха, притворяясь мертвой; ей жених дает маленький подарок – кемпр ульды (старуха умерла). Потом встречают женщину, бросающую им поперек дороги бакань (толстая, аршина 4 длины жердь с раздвоенным концом, в виде коротких вил с тупыми концами; баканом поддерживают чанырак, в то время, как ставят юрту); перступать через бакань считается дурной приметой, жених дает и ей подарок; она убирает бакань и присоединяется к ним. Вслед за тем встечают еще одну женщину, которая, лежа на земле, ворчит как собака; жених дает ей подарок «собака ворчит (гетырындар)». Роль собаки берут на себя самыя бедные женщины. У самых дверей юрты женщина преграждает дорогу жениху, он дает ей подарок; она сторониться, что бы его впустить, но две женщины снова загораживают ему дорогу. Одной он дает подарок «за поднятие занавеса у постели невесты», а другой за уборку постели». Они берут подарки и впускают его за занавес. Там он находит невесту с ея родственницей-свахой (дженге) и еще одной женщиной, лежащей на постели. Жених дарит ее «за сиденье на постели» и она уходит из-за занавеста. Затем, когда невеста на постеле сядет с женихом рядом, одна из женщин держит край одеяла, как бы желая накрыть им, за что получает подарок – курпекумылдатар (шевелить одеяло). Сваха-жа берет жениха за руку и позволяет погладить невесту по голове, затем соединяет их руки, получает подарок «за обнимание невесты» (кыз кучактар) и уходит, оставляя их одних. После этого жених с невестой ложаться спать. Хотя магометанский закон строго запрещает подобный соблазн, но киргизы имеют свои обычаи, и жениху нет ничего запретного. Однако невесте считается позором быть беременною; для этого она пьет чай из трех трав, из которых она называется Кызыл-ча. Этим чаем, киргизки вообще изгоняют плод в самом начале. Беременною же киргизка может быть лишь тогда, когда она взята в дом мужа. «После совершения сватовства жених может вступить в права мужа, если он выплатил весь калым или часть его, не смотря на то, что еще не совершено венчания, которое считается только освещением брака и не обязательно». | |
|