Главная » 2014 Май 7 » Сценарий закрытие летнего лагеря
17:33 Сценарий закрытие летнего лагеря | |
Этот праздник проводится в лесу, на поляне, в парке, в озелененном школьном дворе на пятидесятый день после Пасхи. Обычно выбирается территория, где растут березы. Еще недавно этот праздник называли праздником русской березы. На Семики – седьмую неделю после Пасхи (эту неделю называют «семиковой», «русальной», «зеленой») – парни, девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади. В том месте, где встречают Троицу, следует сделать помост (площадку) для выступлений и украсить его ветками и цветными лентами. В центре поляны – молодая береза, украшенная лентами, цветной бумагой и т. п. Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын Логос создал ее, воплотившись на Земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы. А. Мень Ход праздника В месте, выбранном для праздника, собираются школьники в русских национальных костюмах, гости, участники праздничной программы. Между ними ходят коробейники с лотками, продают свой зеленый товар и сладости. Коробейники поднимаются на помост. 1-й к о р о б е й н и к. Начинаю хоровод, Подходи, честной народ. Пусть сердца раскроются На Святую Троицу! 2-й к о р о б е й н и к. Подходи, честной народ, Коробейник продает Березовые веточки Для Катеньки и Светочки, Для Машеньки, Наташеньки, Глашеньки и Дашеньки – Для всех девчат, для всех ребят, Для всех березовый наряд! 1-й к о р о б е й н и к. Есть веники для бани, Для Маши и для Вани. Свежие, пахучие, Нежные и жгучие! А вот венички Для Венечки и Сенечки. А вот квас Для всех вас! 1-й к о р о б е й н и к. Есть и сок березовый, Чтоб были щечки розовы! 2-й к о р о б е й н и к. Березовая каша Для Феди и для Маши! 1-й к о р о б е й н и к. Березовые почки Берите на примочки! 2-й к о р о б е й н и к. Изделия из бересты Бери – не пожалеешь ты! 1-й к о р о б е й н и к. В любой торговой точке Березовые почки! В любой торговой точке Для девушек цветочки, Для девочек платочки. О б а. В любой торговой точке! 2-й к о р о б е й н и к. Подходи, честной народ, Начинаем хоровод! Начинается хоровод. Его ведут баянисты и девушки в национальных русских костюмах. Участвующие в хороводе поют «Во поле береза стояла». Хоровод может исполнить народную песню «Береза моя, березонька». Береза моя, березонька! Береза моя белая, Береза моя кудрявая! Стоишь ты, березонька, Осередь (посреди) долинушки. На тебе, березонька, Трава шелковая, Близ тебя, березонька, Красны девушки Семик поют. Под тобою, березонька, Красны девушки Венок плетут. К о р о б е й н и к и. Ау, народ, тот, кто песни поет, Кончай хоровод, выходи наперед. Небо белое, небо синее Над любимою нашей Россиею. Ветер голосом и в подголосках Нынче песни поет о березках! А вы, люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова «береза», «березка», «березовый», или просто прочтет, получит наш приз. Кто первый? Кто храбрый? Во поле береза стояла… И родина щедро поила меня Березовым соком, березовым соком… За окном поля, перелески, Шум берез, голоса журавлей… Береза, береза, Лет двести шумела… То березка, то рябина… С той самой березки, что во поле Под ветром, качаясь, растет. Береза белая, подруга… Мне березка дарила сережки… Ах ты, Русь моя, Песня светлая, Край березовый, Край Есенина… 1-й к о р о б е й н и к. Небо будто платок розовый С бахромою цветной притом. Победителю – сок березовый И стихов Есенина том. Вручает банку с соком и книгу. 2-й к о р о б е й н и к. А теперь аукцион, Очень уж секретный он, Впрочем, не такой секретный, Но в познании заметный. Мы вам будем задавать вопросы о нашей героине- березе, а вы рискните дать правильные ответы. Как в народе еще называли березу? (Преснец или бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка.) Какие породы берез, растущих в России, вы знаете? (Белая веселка, шерстолистая, болотная, глухая, карельская, каменная, кустовая, сланец, сланка, плакучая.) Когда в дом приходили сваты или одна сваха, ветки каких деревьев давали в знак согласия на замужество? (Береза.) А какие как отказ? (Сосна, ель, дуб.) Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку.) А какую называли в честь березы? (Березовка- длиннохвостка.) Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.) Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик, или березовик, – съедобные, трут – несъедобные.) Как раньше называли березовый сок? (Березуха, березовица, березица, березовник, березовка.) У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.) А что конкретно изготавливают из бересты? (Туеса, бахоры- тапочки для дома, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти и т. д.) Живет в лесу юркий зверек, который называется… от корня слова «береза». Как? (Серая ящерица- берестовка, живет у гнилых пней.) Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.) Голик да веник, да сто рублей денег вам барыня прислала – так говорится в известной игре ««Да» и «нет» не говорите». Кстати, может быть, кто вспомнит русские поговорки о венике? Веник в бане – господин наиглавнейший. Веник в бане – всем начальник. Дам тебе баню, до новых веников не забудешь. Не поминают бани: есть веники и про тебя. Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься – не ожгись, поддавай – не окались, с полки не свались. И еще даем всем хорошим людям советы о березовых вениках. Березовое дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить. Заготавливать их лучше в начале или в середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает целебными свойствами. Но делать это надо только после Троицы! Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро отпадет. Не обламывайте для веников березовые кусты, что растут у старых корней, из них не веник, а метла получается. Вязать веники нужно крепкие, но не толстые, «по руке». Хранить надо подвешенными в прохладном месте. В е д у щ и й. Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит: кости расправит, все тело поправит. В народной медицине используются и почки березы, и кора, и сережки, и лист, и, конечно, березовый сок – полезный и вкусный! Только прошу вас: будьте милосердны к березе! Она с радостью отдает свой сок по весне, но не наносите ей глубокие раны, залепляйте надрезы хотя бы хлебным мякишем. Иначе береза погибнет. 1-й к о р о б е й н и к. А париться нужно вот так! Коробейники, хлестнув друг друга вениками, убегают. В е д у щ и й (на помосте). Государе и государыни, Судари и сударыни, Парни и девицы, Девицы-молодицы, Девушки-лебедушки, Девочки-молодушки, Да ребята-удальцы, Все мужчины-усачи, Дедушки-бородачи, Дети и родители, Дорогие зрители, Праздник начинается, Березка наряжается, Праздник начинается, Березка завивается! Начинается обряд завивания березки. Девушки и девочки подходят к молодой березе, стоящей в центре поляны и начинают ее завивать, украшать. Плетут косички осторожно, чтобы не сломать ветки, вплетают яркие ленты, цветные веревочки, нитки. Просто навешивают (набрасывают) на березу цветные шары и ленты. В это время вокруг березы идут хороводы девушек с русскими народными обрядовыми песнями «Во лузях», «Ах, где ж ты была», «А кто в этом во дому», «Капустка», «Перевоз Дуня держала». На помосте вокальная группа девушек (трио, дуэт, квартет). Девушки поют народную песню: Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, Пироги принесли Со яичницею. На поляне, на лугу Гнулася березонька. Завивали девушки, Лентой украшали. Березку прославляли: «Белая березонька, Ходи с нами гулять Пойдем песни играть!» На помост выходит сказочница в ярком костюме, ведет свое сказание о березке. С к а з о ч н и ц а. В некотором царстве- государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила- была березонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она, спала всю зимушку, веточки свои под снежком грустно опустив. Но вот пришла весна- красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась березонька-красавица, всем стала нравиться. Проснулась, на теплом ветерке прогнулась, листочками обернулась, украсилась сережками, всем-всем понравилась, на праздник направилась. Праздник- то на поляне строится, называется Троица. Да не простая, а Троица Святая. Пошли к ней люди добрые, веселые, хоробрые весну провожать, лето встречать. Это сказке не конец, а начало, всех гостей, друзей, всех хороших людей березка встречала и привечала. И нам ее встречать-величать, а ей ветками качать! Встречайте белую березу, русскую березоньку! Через полянку к помосту идет Береза (девочка, одетая в белое платье с зелеными листочками, с зелеными сережками, вся в цветных ленточках и с венком из веточек березы на голове), ее сопровождают парни, одетые в женские сарафаны, девушки в русских мужских костюмах, среди свиты – два барабанщика (барабанщицы). Ряженые ведут вокруг березы хоровод, танцуют, пляшут, поют. «Зачинная песенка» Завивайся ты, березка, Завивайся ты, кудрявая! Мы к тебе пришли По краю земли Со яичками, со куличками И печеными птичками. Яички-то красные, Кулички прекрасные, Пряники-то сдобные Для еды удобные. Плясовая песня «Травушка притоптана» Травина ли моя, Травинушка шелковая. Еще кто же траву притоптал? (2 раза) Притоптали меня, Травинушку шелковую, Да все девушки, Да все красные. В зеленом саду гуляючи, Золотым мячом играючи, Все себя же утешаючи! На помост поднимается Береза- девушка. Б е р е з а. Во зеленом поле, Во зеленом гуде Здравствуйте, гости, Здравствуйте, люди! Я березовая веточка, Дочь березки русской Светочка, К вам на праздник пришла, Лето вам привела. Здесь мы с вами породнимся, Породнимся, покумимся! Начинается обряд кумления. На поляне становятся девушки, держа согнутые ветки березы как воротца, на ветках – цветные ленты. Б е р е з а. Эй, кума, сама, Подходи, кума, Покумимся. Нам с тобою, девица, Не годится браниться, Нам с тобою, кума, Любиться, дружиться! Вариант начальной песенки Березы. Кумушка-голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобою, девица, Давай покумимся! Ты мне – кумушка, Я тебе – голубушка! Покумимся, покумимся, Не сваряся, не браняся! 1-я д е в у ш к а (в хороводе). Березонька желанная, Подруга долгожданная, Войди скорее в девичий круг, Выбирай для кумленья себе подруг. 2-я д е в у ш к а. Войди с зарею ясною, С косой зеленовласою, Иди скорее в круг, Тебе здесь каждый друг! Береза спускается с помоста, входит в круг, под баян ведет хоровод, проводит его сквозь воротца. Как только девушка проходит воротца, она выбегает из хоровода, подбегает к выбранной подружке или дружку и целуется- кумуется, становясь кумой. А еще кумушки платочками и венками с головы обмениваются. На помост выходит фольклорная группа (ансамбль), исполняет народную песню о березе. Ой, береза молодая! Ой, береза зеленая! Ой ли лели, Ой лиле! Ой, да парень молодой, Ой, да сам хорош собой! Ой ли лели, Ой лиле! Он к березе подходил, Алой лентой одарил. Ой ли лели, Ой лиле! Ленту девица снимала, Черноглазая снимала. Ой ли лели, Ой лиле! В русы косы заплетала, Сама парня завлекала. Ой ли лели, Ой лиле! Повторяется 1-й куплет. Девушки подходят к венкам, сплетенным из березовых веток, подвязывают свои нательные крестики, затем целуются, обмениваются крестиками, становясь кумой выбранной подруги. Во время этого обряда девушки прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой. После обряда кумления все гости приглашаются к праздничному столу отведать наваристой ухи, блинов да пирогов русских. На Троицу положено было делать яичницу, варить квас. Во время кумления принято говорить добрые слова друг другу. В е д у щ и й. По красе и по уму Наше дело строится, Выбрать старшую куму Надо бы на Троицу. Если предложенья есть, Мы кумам окажем честь! Девушки выбирают старшую куму с шутками и прибаутками. Существует и такой прием: девушки подбрасывают платочки вверх, чей выше подлетит, та и будет главной кумой. С т а р ш а я к у м а (поднявшись на помост). Бросьте ваши думушки, Дорогие кумушки! Здравствуйте, ребятки, Здравствуйте все люди, Зеленые святки Продолжаться будут! К у м а (обращаясь к маленькой девочке). Еще тебе подрасти, да побольше расцвести, Вот тогда без сожаления Приходи на кумление. (Обращаясь к невесте.) До налетья (т. е. до следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (т. е. в девках). (Обращаясь к женщинам.) А вам наутро иль ночку Родить сына и дочку, А то и троицу На зеленую Троицу! (Обращаясь к ребятам.) Дорогие пареньки, Посмотрите на венки, Ветка к ветке клонится, Их плели сегодня мы, Станет кумом для кумы, Тот, кто к ним притронется. Ребята подходят к березовым веночкам, висящим на деревьях, стараясь угадать, чей венок, притрагиваются к нему руками. Хозяйка венка обязана подойти к юноше (мальчику) и поцеловать его. Начинается церемония гадания по венкам. Гадания по венкам Девушки бросают венки в реку (озеро), чей первым пристанет к берегу, та первой выйдет замуж. Если венок тонет, замужество не состоится. Во время этого обряда девушки поют: Пойдем, девки, В зелену рощу, Пойдем, девки! Совьем, девки, Себе по веночку, Совьем, девки! На мне венок Не сохнет, не вянет На мне венок! По мне дружок Не тужит, не плачет По мне дружок! Песня для фольклорного ансамбля Пойду я в зеленый сад гулять, Сорву я со травушки цветок, Совью я на головушку венок, Пойду я на быструю реку, Стану я на старом на плоту, Брошу свой веночек на воду, А сама подале отойду, На свой веночек погляжу: Тонет ли, не тонет ли венок? Тужит ли, не тужит ли дружок? Ай, мой веночек потонул, Значит, меня милый обманул. Вариант «веночной» песенки Пойду на Дунай реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли, не тонет ли, Венок мой на воде? Мой веночек потонул, Меня милый вспомянул: О, свет, моя ласковая! О, свет, моя приветливая! Старшая кума проводит конкурс на лучший венок, объявляет его условия. Призы вручает Береза. Б е р е з а (выходит на помост). Спасибо, люди добрые, за слова в мой адрес хорошие, за память о Троице – празднике русской березки. Хочу удостовериться, знаете ли вы пословицы, поговорки, загадки о березе? Если знаете, говорите. А я буду счет вести до трех раз. Кто под цифру три попадет, тому и приз. Итак, начали… Белая береза, да деготь черен. Береза не угроза: где стоит, там шумит. Березовый венок в бане – всем господин! Березовицы (соку) на грош, а лесу на рубль изведешь. Береза ум дает, кого бьет (о розгах). А как белую березу звали ранее, да и сейчас в народе зовут? (Веселкой.) Значит, я дерево веселое. Значит, пора к играм и забавам переходить. А ну, скоморохи, сыпьтесь, как горохи! Звучит музыка, на помост, на круг, на поляну выходят скоморохи – организаторы игр и забав. Старинные игры идут вперемежку с новыми. Ниже приведена программа игр. Игры на Троицу В радиозаписи или по возможности с колокольни звонят колокола на весь белый свет. Девушки уже переоделись в праздничные конкурсные платья, набросили на плечи разноцветные полушалки и кисейные девичьи платочки- фатки. У многих кружевные передники с лентами, вышивками, узорами. Программа игр начинается старой говорилкой, игрой «Ворона». Матка ведет «караван» игроков по кругу. Игроки держатся друг за дружку, за пояса. Ворон (голящий) сидит в центре круга, травку щиплет, землю роет. М а т к а (начинает игру). Что, Ворон, делаешь- то? В о р о н. Ямку рою. М а т к а. А на что тебе ямка? В о р о н. Иголочку ищу. М а т к а. А зачем иголочка-то? В о р о н. Мешочек сошью. М а т к а. А мешочек зачем? В о р о н. Камешки класть. М а т к а. А камешки- то на что? В о р о н. Твоих детей сшибать. М а т к а. А чем тебе детки мои досадили? В о р о н. Лук да чеснок погубили. М а т к а. Ты бы загораживал. В о р о н. А они перескакивают. М а т к а. Ты бы блин вешал. В о р о н. А они блин съедят. Ворон вскакивает и давай за «детками» гоняться. Матка их руками прикрывает, не дает ворону сцапать; ну а если он кого схватит да от каравана оторвет – тому быть вороном, и игра начинается сначала. Забава «Воротца» По поверью растительная сила березы передается земле, если ее вершину связать с травой – заплести. Дети разбиваются на несколько групп и по команде ведущего выбирают молодую березку, пригибают к земле гибкую макушку и стараются сплести ее с травой при помощи лент. Затем эти воротца украшают цветными шарами, лентами, тряпочками, бумажными цветами. За лучшие воротца причитается награда – козули – круглые лепешки с яйцами в виде венка. По окончании праздника воротца необходимо разобрать – пусть растет березка. Закличка Пусть вьется ленточка- полоска У солнца в ласковом тепле. Соединись с землей, березка, Дай силу травам и земле! Обгонки Соревнуются команды. Мальчишки надевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости. Программа «Духов день» 1-й с к о м о р о х. Гости дорогие, старые и молодые, послушайте, что скажу я вам. Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек- утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. (Русалки – русчичи – русские женщины и девушки с русыми волосами.) 2-й с к о м о р о х. Седьмая от Пасхи неделя – русальная. Говорят, что в семик русалки играют с парнями и девками, а мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, они живут там в роскошном подводном царстве, угождая хозяйкам трудом. 1-й с к о м о р о х. Когда- то русалок считали речными богинями. Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну величия Его… Главных из них, лишив образа и подобия Своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса. Находившихся в момент наказания в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками. 2-й с к о м о р о х. Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. Сами русалки – это, по поверью, утонувшие девушки, купавшиеся без креста. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки так обаятельно поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места. Не верите? Послушайте русалок! На поляну выходят девушки- русалки в речных костюмах с венками. Поют песни. Песня русалок Пойдем, девочки, Завивать веночки. Завьем веночки До самой ночки, Завьем зеленые Не смоленые. Стой, мой веночек, Стой, мой дружочек, Всю неделю зелен, Кожицей отбелен. А я молодешенька, Весь год веселешенька! Русалки подходят к березе, развешивают на ветвях свои веночки. Б е р е з а. Во поле вы были, В реченьке вы были, В озере вы были – Венки развили. И на неделе В жито глядели: «Зароди, Боже, Жито густое, Жито простое – Колосистое, Ядренистое!» А теперь уходите, Душу не бередите, Ребят не пугайте, Девчат не ругайте. А не то кресты на земле рисовать будем! Р у с а л к и. На ребят мы зубки точим, Мы их малость пощекочем. Перед тем, как уходить, Начинаем всех ловить! Русалки гоняются за ребятами, пытаются их пощекотать. Если убегающий успевает веткой нарисовать на земле крест, его русалки не трогают. Уходят русалки веселой толпой с подтанцовочками. Проводы Березы На помост выходят девушки – подружки Березы. Д е в у ш к и. Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С Платочками в карманчиках. С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую… Она всегда с подружками Весною хороводится, Целуется, как водится… Под ветром долу клонится, И гнется, но не ломится. Выходи на круг, Березка, дорогая сенокоска. Нам тебя уважать. Нам тебя провожать! Б е р е з а (выходя на круг). Уж вы милые девушки мои, Уж вы верные подруженьки! Ой, спасибо за наряды подаренные, За песни нежные, за пляски удалые. За хороводы народные, За песни старые и модные. За стихи и слова высокие, Пожелания мне глубокие, Ваши губы и щеки розовы. Собирайте те почки заранее, А когда уходить на свидания, Растирайте почки в ладошках, Руки будут пахнуть немножко. Колдовской этот запах очень, Аромат его силен к ночи, Он дурманит и завораживает И парней сильней привораживает. Те, кто слушает Светочку- веточку, Все возьмите себе на заметочку. Всех прошу в хороводы строиться, Завершаем наш праздник Троицу! Звучит музыка, все участники праздника хороводом проходят вокруг Березки, стоящей в центре поляны, и расходятся по домам. (Если есть возможность, на поляне зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.) Пословицы о Троице Троица перстов крест кладет. Бог любит Троицу. Без Троицы дом не строится. Троица- троицей, а трех свечей на стол не ставят. На Троицу мужики вяжут, вяжут голики. Приметы Если на Дорофея погода теплая – зерно на колосе будет крупное. 13 июня кукушка кукует – к хорошей погоде. 14 июня на Устина, если небо красное, жди красный налив ржи. Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли. На Троицу дождь – много грибов. В семиковый четверг или в троицкую субботу, в сей день сей ячмень! Примечание. Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник. Это во многом сказочный праздник. Значит, его героями могут быть лесные духи, нечистая сила, такие сказочные персонажи, как Нептун, Водолей, русалки, а то и герои типа Садко, который может приплыть по реке представителем морского Водокрута- Царя. Если праздник проводится у воды, то логичны лодочные гонки, состязания пловцов и даже рыбаков. Если праздник проводится вечером, значит, быть кострам и песням у костров. Троица – праздник, где могут слиться воедино «преданья старины глубокой» и формы современного общения. Вспоминая этот праздник, школьники могут сказать: Венки вили, Хороводы водили, Играли – тешились! | |
|